Алевтина Кириллова, руководитель проекта по развитию экспортной логистики АО «Российский экспортный центр», доктор технических наук
– Алевтина Григорьевна, сейчас многие отраслевые ведомства вводят субсидии и льготы для грузоотправителей для перевозки продукции по железной дороге. Какие транспортные проекты в ближайшее время представит РЭЦ в части поддержки российских экспортёров?
– РЭЦ является федеральным агентом Правительства РФ по предоставлению транспортных субсидий на экспортные поставки. В 2020 году отменены ограничения по географии отправки сельскохозяйственной и продовольственной продукции и увеличен лимит средств на отправку скоропортящейся экспортной продукции в рефрижераторных контейнерах до 150 тыс. руб. за рефконтейнер (ранее было 100 тыс. руб.). Мы ведём постоянную работу по расширению поддержки в экспортной логистике для грузов агропромышленного комплекса (АПК), совместно с логистическими железнодорожными операторами регулярно формируем и планируем отправлять новые контейнерные полносоставные агропоезда. Пандемия приостановила часть проектов, при этом рефконтейнеры по маршруту Москва – Хоргос – Чунцин отправлены впервые.
– Когда будет введена система агрологистики и железнодорожных поставок продовольственных грузов и какой экономический эффект ожидаете от этой системы?
– В результате договорённостей между РЭЦ, ОАО «РЖД», операторами перевозок и партнёрами сопредельных стран организована система доставки экспорта продовольствия ускоренными контейнерными агроэкспрессами. С помощью этого проекта создан механизм быстрой и дешёвой доставки продукции российских фермеров, птицеводов, кондитеров и молочников на китайский рынок и рынки Центральной Азии на всём протяжении евразийского Шёлкового пути.
В начале мая текущего года организованы пилотные отправки замороженной продукции в автономных рефконтейнерах на экспорт в Китай, доставка проходит под постоянным мониторингом системы охлаждения и поддержки температурного режима на всём пути следования. Это очень важное решение, теперь мы сможем ускорить доставку экспорта по сухопутным железнодорожным маршрутам. Контейнеры с «холодным» грузом будут быстро пересекать границу при наличии всех необходимых ветеринарных и санитарных сертификатов, а контрольные процедуры – проходить на станциях назначения, формируя «доверенный транспортный коридор» на экспортные агроэкспрессы.
Также в совместной работе РЭЦ и операторов реализована новая технология перевозок экспортных наливных грузов – растительных масел – в контейнерах-флекситанках, что обеспечивает снижение затрат экспортёров, ускорение и простоту логистической цепочки. За 2019-й и начало 2020 года экспортные перевозки растительных масел показали существенный рост – до 28%.
– В перспективе РЭЦ говорит о проекте сети оптово-распределительных центров, создание которых включено в федеральный проект «Экспорт агропромышленного комплекса РФ» и согласовано с Министерством сельского хозяйства РФ. Каким образом такие центры будут устроены и интегрированы с железной дорогой?
– Для эффективного обеспечения логистики грузов АПК необходимо спроектировать сеть опорных оптово-распределительных центров, включая Центральный, Приволжский, Южный, Сибирский, Дальневосточный федеральные округа, с учётом необходимой мощности, требований к режимам обработки и хранению продукции.
Такие оптово-распределительные центры целесообразно проектировать вблизи крупных железнодорожных узлов и создавать точки консолидации и распределения грузопотоков АПК, включая систему долгосрочных сквозных тарифов на экспортные маршрутные поезда при реализации крупных экспортных проектов.
Всеми реализованными мерами экспортной логистики мы не только поддерживаем экспортёров, но и стимулируем создание новых экспортных кластеров и коридоров, включающих в себя логистическую, производственную и торговую платформы по маршруту Россия – Евразия на всём протяжении евразийского Шёлкового пути, что позволяет быстро и бесшовно транспортировать несырьевые экспортные товары.
Источник: «Гудок»